Концепция развития естественно-математического и технологического образования в челябинской области "темп"

 

В основе стратегической цели Концепции находится идея достижение конкурентного уровня качества естественно-математического и технологического образования в общеобразовательных организациях региона посредством рационального использования социально-педагогических, информационных и технико-технологических возможностей обладающих соответствующими ресурсами организаций и предприятий образовательной, производственной и социокультурный сферы, средств массовой информации, родителей и других заинтересованных лиц и структур.

Конкурентный уровень качества здесь означает осуществление таких изменений в естественно-математической и технологической подготовке обучающихся общеобразовательных организаций, которые в целом обеспечивают преимущества региональной образовательной системы Челябинской области перед другими аналогичными системами по различным параметрам сравнения в рассматриваемой плоскости. Рациональное использование предполагает разумную, обоснованную и целесообразную (основанную на соотношении затрат и эффектов) опору на ресурсы различного рода организаций и предприятий, а также лиц или структур, которые потенциально обладают возможностью влиять на изменения качества естественно-математического и технологического образования.

Выдвижение этой цели базируется на понимании причин, обусловивших снижение качества естественно-математического и технологического образования в общеобразовательных организациях Челябинской области как стартовой ступени процесса воспроизводства кадровых ресурсов для региональной экономики. В ряду таких причин следует назвать:

отсутствие эффективных моделей оценки потребностей региона в инженерных и рабочих кадрах, в том числе высокотехнологичных рабочих кадрах;

отсутствие эффективных и реально действующих механизмов информирования выпускников общеобразовательных организаций о потребностях промышленных предприятий и организаций региона в инженерных и рабочих кадрах;

недостаточно эффективное использование общеобразовательными организациями бюджетных вложений, воплощенных в форме предметных лабораторий, их программного и методического обеспечения, интерактивных средств обучения и оборудования;

низкий уровень мотивации педагогических работников общеобразовательных организаций и руководителей различных уровней управления образованием в повышении качества естественно-математического и технологического образования;

недостаточный уровень развития системы социального партнерства общеобразовательных организаций с промышленными предприятиями и организациями региона, бизнес-сообществом, работодателями;

индифферентное отношение общественности к инженерным и рабочим профессиям; отсутствие реальных механизмов повышения престижа инженерных и рабочих профессий среди населения;

отсутствие у педагогических и руководящих работников общеобразовательных организаций эффективных педагогических и управленческих решений, способствующих повышению привлекательности естественно-математического и технологического образования для обучающихся и их родителей;

отсутствие у обучающихся общеобразовательных организацией устойчивых и системных представлений о возможностях естественно-математического и технологического образования в развитии сущностных сил человека;

отсутствие опыта осуществления средствами массовой информации системной деятельности по популяризации естественно-математического и технологического образования;

слабая ориентированность систем внутриорганизационного обучения в общеобразовательных организациях на повышение качества методики преподавания предметов естественно-математического и технологического цикла;

недостаточный уровень психолого-педагогических знаний педагогических работников общеобразовательных организаций; низкая готовность педагогических работников применять знания в области возрастной и педагогической психологии, а также педагогической аксиологии в преподавании предметов естественно-математического и технологического цикла;

недостаточность опыта осуществления системной работы по обобщению и распространению эффективных педагогических и управленческих решений в части обеспечения высокого качества естественно-математического и технологического образования.

В качестве основных задач, обеспечивающих достижение ранее сформулированной стратегической цели и обусловленных природой выдвинутых причин снижения качества естественно-математического и технологического образования, предлагаются следующие позиции:

создание инновационной инфраструктуры для развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области;

создание мотивационных условий для вовлечения субъектов образовательных отношений в развитие естественно-математического и технологического образования;

создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов и руководителей, привлечение молодых специалистов в сферу образования;

формирование культуры комплексного применения обучающимися знаний в области естественно-математического и технологического образования.

Определенными можно считать четыре механизма достижения целей:

сетевое взаимодействие как инструмент организации всестороннего партнерства субъектов и участников образования, прямо или косвенно причастных к реализации настоящей концепции;

популяризация системы естественно-математического и технологического образования с активным использованием ресурсов средств массовой информации и Интернет;

информационно-мотивационное сопровождение субъектов осуществления естественно-математического и технологического образования на всех этапах и уровнях принятия решений;

развитие «деловой репутации» общеобразовательных организаций, обусловленного реализацией принципа «возвратности» (оправданности) финансовых и материальных вложений.

 

Сетевое взаимодействие представляется сегодня в качестве одного из «влиятельных» механизмов повышения качества естественно-математического и технологического образования. Сетевое взаимодействие позволяет усилить ресурсы одной образовательной организации за счет использования соответствующих ресурсов другой организации. Сетевое взаимодействие помогает существенно расширить содержание и перечень образовательных услуг для обучающихся, в том числе, за счет реализации программ естественно-математического и технологического образования в сетевой форме.

Использование механизма популяризации системы естественно-математического и технологического образования обусловливается стремлением преодолеть наметившуюся устойчивую тенденцию снижения интереса обучающихся к соответствующему сегменту научных знаний, а также желанием нивелировать индифферентное отношение общественности к инженерным и рабочим профессиям (подобное безразличное отношение подрастающего поколения к технологическому и естественно-математическому образованию как основе получения инженерной или высокотехнологичной рабочей профессии идет вразрез с политикой промышленного региона в области воспроизводства высококвалифицированных кадровых ресурсов).  СМИ!

информационно-мотивационное сопровождение На уровне обучающихся соответствующее информационно-мотивационное сопровождение должно быть выдержано в лучших традициях ценностного подхода. У современных школьников сформировано новое мировоззрение, основанное на извлечении из процесса обучения значимых для себя смыслов. Соответственно, нужно возвращаться к идее ценностей, то есть, ставя перед собой задачу повышения качества естественно-математического и технологического образования, важно мыслить установками обучающихся и говорить с ними «на языке ценностей».

Нужно исходить из того, что содержание естественно-математического и технологического образования характеризуется многообразием и разнонаправленностью ценностей. Соответствующие ценности могут быть представлены в нескольких аспектах:

интеллектуально-развивающем – освоение содержания естественно-математического и технологического образования обеспечивает интеллектуальное развитие обучающихся, их умственных способностей, что особенно важно в условиях формирующейся конкурентной среды (как в учебной, так и дальнейшей профессиональной деятельности);

познавательном – познание обучающимися окружающего мира: понимание того, что в основе мироустройства лежат математические и физические законы и закономерности; ценности в этом аспекте важны, прежде всего, для тех обучающихся, которые активно стремятся познавать окружающий мир (исследовательская, научная деятельность);

прикладном – средства и инструменты естественно-математического и технологического образования используются для изучения смежных научных дисциплин и освоения обучающимися перспективных способов деятельности;

историко-культурологическом – дисциплины естественно-математического и технологического плана насыщены примерами, идеями и методами, оказывающими непосредственное влияние на развитие культурного облика обучающихся, эрудиции и научного кругозора (например, некоторые математические или физические объекты являются памятниками культуры, знание которых соизмеримо со знанием исторических событий или произведений литературы);

воспитательном – средства дисциплин естественно-математического и технологического плана формируют не только культуру мышления, но и важнейшие качества личности обучающихся, например, усердие, целеустремленность, дисциплину, твердость, последовательность, аккуратность и т.п.;

мировоззренческом – дисциплины естественно-математического и технологического плана являются ведущими при формировании системы убеждений, с помощью которых обучающиеся осуществляют осмысление окружающего мира.

 

При всем при этом важно обратить внимание на одно принципиальное обстоятельство. Необходимым (но не достаточным) условием достижения высокого качества естественно-математического и технологического образования является «веерное» использование информационно-мотивационного механизма на всех уровнях принятия решений. В противном случае эффективно развернутая система мотивации обучающихся к изучению предметов естественно-математического и технологического цикла может быть перечеркнута, если у педагогов общеобразовательных организаций не будут актуализированы мотивы к совершенствованию своей педагогической деятельности. Так же, как и направленность педагогов на повышение качества естественно-математического и технологического образования может быть нивелирована при отсутствии должных мотивов у руководителей общеобразовательных организаций и органов управления образованием.

Наконец, последним механизмом является развитие «деловой репутации» общеобразовательных организаций. Разработчики концепции признают, что данный механизм является очень «тонким» по своему содержанию и одновременно сложным по применению. Обусловливается это тем, что он непосредственным образом связан с реализацией принципа «возвратности» (оправданности) финансовых и материальных вложений в общеобразовательные организации. Иными словами, выраженные в форме субсидий, грантов, открываемых предметных лабораторий вложения в общеобразовательные организации должны быть определенным образом возвращены государству.

Так, в процессе реализации первой задачи – создание инновационной инфраструктуры для развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области – ведущими, по определению, становятся механизмы развития «деловой репутации» общеобразовательных организаций и сетевого взаимодействия.

Основным механизмом для достижения второй задачи – создания мотивационных условий для вовлечения субъектов образовательных отношений в процесс развития естественно-математического и технологического образования – является информационно-мотивационное сопровождение.

Основными механизмами для достижения третьей задачи – создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов и руководителей, привлечение молодых специалистов в сферу образования – являются сетевое взаимодействие и информационно-мотивационное сопровождение педагогов.

Можно видеть два плана третьей задачи: 1) разработка эффективных решений на основе изучения профессиональных затруднений и потребностей педагогов в использовании и актуализации компонентов естественно-математического и технологического образования в профессиональной деятельности; 2) развитие техносферы управленческой и педагогической деятельности.

При решении четвертой задачи – формирование культуры комплексного применения обучающимися знаний в области естественно-математического и технологического образования – на передний план выдвигается механизм информационно-мотивационного сопровождения соответствующих участников и механизм сетевого взаимодействия. Ценность данной задачи заключается в том, что акценты здесь смещаются именно на умение обучающихся применять соответствующие знания в комплексе.

 

«Ожидаемые результаты реализации концепции развития естественно-математического и технологического образования «ТЕМП»).

Разработчики концепции полагают, что этого вполне достаточно для обеспечения релевантности принимаемых управленческих решений в части достижения требуемого качества естественно-математического и технологического образования при сохранении высокой степени самостоятельности соответствующих субъектов. Предполагается, что принимаемые управленческие решения должны основываться на описанных механизмах повышения качества рассматриваемого сегмента образования и обеспечивать направленность исполнителей на достижение спроектированных ожидаемых результатов.

Соответствующие ожидаемые результаты структурированы по двум основаниям:

1) задачи повышения качества естественно-математического и технологического образования;

2) уровень принятия управленческих решений.

Каждая их четырех задач получила в концепцию подробную интерпретацию.

 

Что касается уровней принятия управленческих решений, то они вполне традиционные: институциональный (уровень общеобразовательной организации), муниципальный и региональный.